Знаете ли вы, что…

 

Кое-что о троллейбусах и арбузах, или Байки из депо

Троллейкар КТГ-2 на улице Кубанская набережная (131 КБ)

Троллейкар КТГ-2 на улице Кубанская набережная (131 КБ)

Олег Бодня

Статистика — точная наука. И она беспристрастно показывает, что среднестатистический горожанин тратит в день не менее часа на различные поездки — из дома на работу и обратно, в гости, в магазины, да мало ли ещё куда? Таким образом, выходит, что пассажирский транспорт уже давно стал неотъемлемой частью жизни большинства жителей крупных и не очень городов. Этот отнюдь не прискорбный факт нашёл своё отражение в литературе, музыке и других областях творчества. Трамваям, троллейбусам и иногда даже автобусам посвящены стихи и песни. Они являются если уж не главными, то значимыми героями некоторых литературных произведений. Скорее всего, нашим читателям такие образцы прозы и поэзии известны. Мы же сейчас обратим своё внимание на народное творчество. Точнее, на правдивые и не совсем, но в любом случае забавные истории, в которых замешан краснодарский общественный транспорт. Некоторые из них удалось вычитать в городской прессе, участниками других стали редакторы сайта или их знакомые. Итак — поехали!

Трамвай вместо сладости

Не сильно греша против истины, самым первым образцом народного творчества, посвящённого тогда ещё екатеринодарскому пассажирскому транспорту, можно назвать материал «На трамвае (Из записной книжки)», опубликованный в газете «Кубанские областные ведомости» в апреле 1901 года, то есть, меньше чем через полгода после появления в столице Кубани общественного транспорта. Материал состоит из нескольких литературных зарисовок, в которых приведены разговоры екатеринодарцев и, как сейчас модно говорить, гостей города в трамвае и о трамвае. Вот одна из них.

Возле вокзала стоит «марафетчик» (торговец сладостями). Перед ним переносной столик. Ветром несёт пыль и покрывает серым налётом раскрашенные во все цвета сласти. Возле стоит девочка и жадно смотрит на лакомства. Сбоку мастеровой с гармоникой… На трамвае дают звонок, и вагон с публикой движется по Екатерининской улице (ныне улица Мира). «Марафетчик» злобно смотрит ему вслед и плюёт…

— У! Чтоб ты пропал, проклятый!

— За что ругаешься-то? — любопытствует мастеровой.

— По делу ругаю, душа мой! Потому весь заработок забирал…

— Кто забирал?

— Трамвай забирал… Прямо в карман лезет…

— Каким же манером?

— Ты, душа мой, не понимаешь, потому коммерция — дело, душа мой, тонкое… Прежде мальчик-девочка пятак получай — марафет покупай… Теперь мальчик-девочка пятак получай — туды сюды на трамвай катай… Бедный человек хлеб отнимай…

Вот так изменились вкусы екатеринодарцев после пуска в городе трамвая.

Семь раз отмерь…

Педантичные люди были, есть и будут на свете всегда. Они не являются основной проблемой земной цивилизации, поэтому их никто пока не трогает — если они, конечно, сами не «достают» окружающих особенностями своего характера. Впрочем, есть у педантичности и свои плюсы, ведь именно люди, обладающие данным свойством характера, выполняют свои обязанности наиболее ответственно и качественно. Даже правильнее сказать — скрупулёзно. Но и со скрупулёзностью иногда можно «переборщить». Об этом наша вторая история.

В 1931 году в малотиражной газете краснодарского треста «Водэлтрам» «Рабочий зуб» был описан интересный случай. Мастер Бурмистров, получивший в своё распоряжение трамвай №55, только что прошедший капитальный ремонт, решил проверить его работоспособность. Для этого он сделал поезд, состоящий из отремонтированного трамвая и двух прицепных вагонов, один из которых полагался моторному вагону, коим был №55, «по штату», а второй имитировал нагрузку от пассажиров, которые, естественно, в депо для таких случаев не держались. Испытания вагона прошли успешно, однако они не в полной мере удовлетворили мастера. Бурмистров решил увеличить количество прицепных вагонов опытного поезда до 12 (!) и сделал это. В результате, при пуске данного состава, длине которого позавидовали бы многие современные европейские трамваи-«гусеницы», у моторного вагона из-за большой нагрузки на электродвигатель загорелся один из реостатов, затем пламя перешло на деревянный пол вагона. Пожар был вскоре потушен, а вагон снова был отправлен в ремонт. Что произошло далее с мастером Бурмистровым, история умалчивает¹. Ясно одно — поговорку «Семь раз отмерь…» он понимал слишком буквально.

За арбузами на троллейбусе

Довольно популярной среди любителей краснодарского транспорта стала байка об арбузах, незаконно увезённых из одного пригородного совхоза на грузовом троллейбусе. Мол, местный сторож, вызвавший после этого акта экспроприации народной собственности милицию, чуть было не попал в психушку, так как твёрдо настаивал на своём — арбузы уехали именно на троллейбусе. Байка отличная — здесь вам и самый что ни на есть общественный транспорт (неважно, что в грузовой модификации), и местный колорит в виде арбузов, произрастающих на полях, и юмористическая составляющая. Но на самом деле всё было гораздо прозаичнее.

В 1960-1980-х годах для краснодарского трамвайно-троллейбусного управления выделялись участки в пригородных хозяйствах, на которых выращивались различные овощи и бахчевые культуры. Собирать урожай с этих участков сотрудники трамвайных и троллейбусных депо зачастую приезжали на грузовых троллейкарах, имеющих не только электродвигатель, питающийся от контактной сети, но и карбюраторный движок, предпочитающий амперам и вольтам банальный бензин. Местные полевые обходчики всегда были в курсе дела, поэтому удивлялись такому развитию событий не сильно. Действительно, были пару раз случаи, когда водители приезжали не на то поле и даже успевали вместе со своими коллегами набрать довольно большой объём, как потом выяснялось, чужого урожая. Но все эти случаи разрешались мирным путём, поэтому в милицию жалобы на описанное выше нестандартное использование общественного транспорта не поступали.

Остановится или нет?

Участниками пары забавных историй стали и сами любители общественного транспорта. Правда, пока что не наши, а приезжие. Курьёзы в обоих случаях возникли на почве различий в условиях работы транспортных систем Краснодара и других городов. Так, например, был случай, когда гостей из одного 10-миллионного российского города стали знакомить с редчайшей на планете вещью — троллейбусными поездами, популяция коих на тот момент не превышала семи штук, и пять из них обитали в Краснодаре. Один из представителей редкого вида, по какой-то странной причине ещё не занесённого в Красную книгу, был застигнут любителями при подъезде к остановке. На остановке и в её дельта-окрестности, как обычно, то там, то сям были припаркованы различные нарушители Правил дорожного движения, но, в принципе, места для троллейбусного поезда хватало. Представители столичного града, в котором и обычные-то троллейбусы не отличаются особой маневренностью из-за навешенной абы как контактной сети, охнули: «Как же он (троллейбусный поезд) сейчас подъедет к остановке?». Их гид по краснодарскому транспорту оставался невозмутим: «Да спокойно подъедет». И действительно — 25-метровый поезд с грациозностью лани подъехал к тротуару, лавируя между плевавшими на ПДД таксистами. Гости нашего южного города были в шоке.

Ещё один очень схожий инцидент произошёл с гостем из соседнего областного центра, в котором электротранспорт в 1990-2000-х годах подвергся беспримерному уничтожению, но всё-таки выжил. Остатки некогда большой и могучей сети маршрутов сейчас в сём граде работают стабильно, но их эксплуатация ведётся с изрядной долей пофигизма. Поэтому, когда упомянутый выше товарищ прибыл на гостеприимную кубанскую землю и увидел один из знаков «Техническая остановка трамвая» (устанавливаются перед крутыми спусками для проверки тормозов), он не поверил, что водители действительно будут останавливаться у этого знака. Наглядная демонстрация неукоснительного исполнения должностной инструкции, выполненная вагоновожатым первого попавшегося трамвая, не поколебала уверенности молодого человека. Для смены уверенности на удивление, а потом на обалдение, потребовалось примерно 10 трамвайных поездов.


Вот такие забавные (а для кого-то, возможно, скучные или непонятные — люди-то бывают разные) истории с участием краснодарского транспорта произошли на самом деле, либо были выдуманы по принципу «испорченного телефона». Если вам известны похожие байки или истории, обращайтесь к авторам сайта — мы с удовольствием разместим их на наших страницах.

____________________
¹ В 1947 году некий Пётр Хрисанфович Бурмистров был начальником Северного трамвайного парка г. Краснодара. Если это был тот же Бурмистров (а фамилия эта всё-таки не сильно распространённая), то выходит, что педантичность и скрупулёзность помогли таки этому человеку подняться вверх по карьерной лестнице.

Общественный транспорт Кубани и Адыгеи / Статьи / Кое-что о троллейбусах и арбузах, или Байки из депо